Претензионный порядок не всегда является обязательным перед процедурой защиты своих прав в судебной инстанции. Однако в ряде случаев отсутствие правильным образом врученной претензии может признаваться основанием для того, чтобы в суде ответчик доказал отсутствие спора. Как следствие, иск может остаться без рассмотрения, что повлечет затягивание взыскания задолженности и, соответственно, убытки для истца.
Обязательное направление претензии, как правило регламентируется специфичными законодательными актами, а в практике прямо указывается договаривающимися сторонами в самом тексте сделки. Существуют случаи внедоговорного взыскания денежных средств (например, за причиненные убытки), при этом предшествующее направление претензии намного упростит процедуру взыскания через суд.
Существует несколько способов вручения претензии.
Один из них (впрочем, он является самым понятным, но не всегда осуществимым) — это передача ее нарочным способом, под роспись заинтересованному лицу. Здесь есть свои нюансы. Во-первых, лицо, передающее претензию, должно заранее заготовить второй ее экземпляр или копию, чтобы принимающая сторона поставила отметку о получении. Во-вторых, вручать претензию следует только тому лицу, которое имеет соответствующие полномочия ее принять. Такие полномочия следует не только проверить, но и получить копию документа, их удостоверяющего, желательно заверенную в надлежащем порядке. В третьих, на экземпляре вручающей стороны надпись о вручении должна содержать такие сведения: должность лица, ФИО, дата получения и, по возможности, входящий номер документа. При вручении нарочным, а также при условии соблюдения всех вышеперечисленных правил претензия будет считаться бесспорно врученной.
Еще одним вариантом направления претензии является отправка ее почтой (ценное письмо с описью вложенных документов). В описи следует указать номер и дату претензии, а также перечень документов, к ней прилагаемый. Копию описи и квитанции почты следует хранить вместе со своим экземпляром претензии. Вариантом отправки почтовой службой является направление претензии курьерской службой, однако не все курьерские службы готовы оформить опись вложения в письмо, поэтому следует самостоятельно подготовить 2 экземпляра описи, один из которых вложить в письмо, а второй (с подписью курьера) оставить у себя.
Как видим, правила направления (вручения) претензии нехитрые, но именно от правильности исполнения данной процедуры иногда зависит успех рассмотрения многомиллионного дела.
Коллегия адвокатов «НИКА» в Хабаровском крае и адвокат Лянгерт А.В. предлагают юридические услуги в Хабаровске.
Для получения более подробной информации, свяжитесь с нами по телефонам +7 (4212) 93-17-37, +7 (924) 218-22-84.